Электронные пазлы: (не)достойная альтернатива

Цифровые технологии уже давно стали неотъемлемым спутником образовательного процесса. В помощь педагогам и родителям предлагается всё больше программного обеспечения и приложений – на любой возраст и под любую методику.

Действительно, электронное обучение имеет множество достоинств. Специальное место в комнате выделять не нужно, доступно в любое время и в любой ситуации, огромный выбор учебных игр находится в свободном доступе. Казалось бы, сплошная экономия и выгода. Но не всё так однозначно. Как и в любом новшестве, электронные «обучалки» и в частности, электронные пазлы таят множество подводных камней.

Прежде всего – здоровье

Гаджеты появляются в жизни современных детей очень рано. Мультики на смартфоне, игры на планшете – казалось бы, не страшно, если не долго. Взять с собой в дорогу и «в свет» действительно очень удобно.


Между тем, приборы влияют не только на зрение и осанку, как считалось раньше. Использование электронных игрушек с мелькающими на экране картинками отражается на когнитивных способностях. Доказано, что гаджеты тормозят речевое развитие и способность к запоминанию. Более того, мерцание кадров и мигание пикселей повышает судорожную готовность! Проще говоря, яркие картинки служат возбуждающим фактором для нервной системы, и, поиграв часок на ночь, о полноценном сне кроха может забыть.

Некоторые страны пытаются регулировать использование гаджетов и сводить эту практику к минимуму. К примеру, во Франции рекомендована схема «7 – 11 – 13»: с 7 лет – использовать мобильный телефон, не раньше 11 лет – пользоваться компьютером, и с 13 – Интернетом. С 2017 года в стране действует закон, запрещающий ношение телефонов ученикам младших классов и использование аккаунтов социальных сетей детям до 16 лет без согласования опекунов.


В нашей культуре разрешение зависит только от родителей и находится полностью в их ответственности. Так что почувствовать меру все-таки надо.

А действительно ли развивают?

Суть электронных пазлов проста: на экране есть разрозненные фрагменты, которые с помощью мышки или сенсора нужно перетащить и определить в правильное положение. Безусловно, это занятие развивает пространственное мышление, логику и усидчивость. Однако «живым» пазлам они уступают по многим параметрам:

- электронные пазлы предполагают только одного участника. Родитель может понадобиться лишь в начале, чтоб объяснить принцип задания. «Живые» пазлы всегда дают возможность для коммуникации. Эта головоломка не только развивает эрудицию, но и учит быть частью команды.


Производители предлагают бесконечное множество игр. Лото и домино, мемори и даже самое привычное складывание фрагментов воедино формируют в маленьком человеке личность, учат замечать интересы других, проявлять терпение и бесконфликтно общаться.


В ходе игры дети обмениваются опытом, помогают при необходимости, пополняют словарный запас и обогащают эмоциональную сферу. А сможет ли малыш общаться, погрузившись в гаджет?

- имитация никогда не заменит реальность. Настоящие пазлы – это прежде всего сенсорный опыт и тактильная чувствительность. Перебирая маленькие картонки, соединяя элементы, ребенок проделывает огромную работу. Задействуются речевые и моторные центры, пальчики становятся всё более ловкими, а речь – внятной и связной. Играя, кроха знакомится с алгоритмами действия и вырабатывает навыки моторного планирования.

- онлайн-пазлы не вызывают эмоций, тогда как настоящие пазлы дарят истинное эстетическое удовольствие! Производители используют высококачественный ламинированный картон, привлекают лучших художников и иллюстраторов, подбирают самые красочные цвета и оттенки. На такие пазлы приятно смотреть и держать их в руках. И, конечно, такие пазлы хочется получить в подарок!

Какими бы заманчивыми и удобными не казались цифровые технологии, использовать их нужно с осторожностью. Ни один симулятор не станет заменой живой игре и настоящей радости общения. Подарите ребенку счастливое детство и выбирайте игры с умом!


  • Электронные пазлы: (не)достойная альтернатива